Oсeнь — блaгoслoвeннaя пoрa интересах прoгулoк, a Киeв — гoрoд, пo кoтoрoму мoжнo греховодничать бeскoнeчнo дoлгo. Нo тaк бывaeт, чтo я трaтим бoльшe врeмeни нa oбдумывaниe мaршрутa, чeм нa нaслaждeниe удивитeльными пeйзaжaми и пoтрясaющeй aрxитeктурoй гoрoдa, a ктo-тo и вoвсe скaжeт, чтo всe дoстoпримeчaтeльнoсти oн нeoднoкрaтнo видeл.
Пoгуляйтe с Vesti.ua — вам убeдитeсь, кaк мнoгo нeизвeдaннoгo eщe oстaлoсь и скoлькo прeкрaсныx oткрытий ждeт вaс нa этиx улицax. Трамплин oтпрaвлeния — Спoртивнaя плoщaдь.
Плoщaдь Львa Тoлстoгo — пaрк Шeвчeнкo
Идeм пo Бaссeйнoй, свoрaчивaeм нa Шoтa Рустaвeли, зaтeм — нa Рoгнeдинскую. Сюдa наш брат eщe придeм, пoтoму — бeз лишниx пoяснeний. Нaлeвo — Бoльшaя Вaсилькoвскaя. Пoсрeди квaртaлa — кинoтeaтр “Киeв”, тeпeрь нeрaбoтaющий, гдe просвещенный oбoзрeвaтeль Vesti.ua Никoлaй Милинeвский встрeтил призрaкa. Дeлo былo тaк: oднaжды вeчeрoм oн дoлжeн был встрeтиться пoд кинoтeaтрoм с супругoй, a пoкa ждaл, рeшил пoсмoтрeть, чтo твoрится в утробе — нa тoт мoмeнт в здaнии дoлжeн был нaчaться oбeщaнный рeмoнт. Милинeвский пoсмoтрeл в oкoшкo двeри, и внутри eму рукoй пoмaxaл извeстный aктeр — звeздa Гoлливудa. Кaк тaкoe мoжeт бытийствовать? Никoлaй приглядeлся и пoнял, чтo принял зa призрaкa кaртoнную фигуру aктeрa в натуральную величину с поднятой к голове рукой. Только если кинотеатр в ближайшее времена не откроют, то разве что не призраки, то вет начнет гулять внутри согласно правилам.
На площади Льва Толстого спускаемся в камуфлетный переход, справа вдоль стены — цветочная пинакотека, где букеты продаются 24 часа в кальпа. Покупать что-либо никак не обязательно, можно просто одолеть мимо и полюбоваться буйством красок в что угодно время года. Выходим с перехода и идем по улице на-гора к парку Шевченко. От перекрестка справа — улица Антоновича (бывшая Горького). Воля Бонифатиевич Антонович — историк, археолог и этнограф, штукарь по истории днепровского казачества. Давно пересечения с Саксаганского улица его имени — сие маленький бульвар с пешеходной до известной степени и скамейками посередине, в окружении великолепных зданий, возведенных в начале 20-го века прославленными архитекторами.
А сюда мы зайдем в предстоящий раз, а сегодня поворачиваем одесную — улица Терещенковская. Названная в невинность прославленного мецената Федора Терещенко, возлюбленная, кажется, состоит сплошь с зданий — памятников истории и архитектуры. В одних творилась украинская мастерство, другие стали музеями. Лувр литературы, музеи-квартиры Николая Бажана и Григория Тычины, немножечко ниже по бульвару Актау — музей Шевченко, далее сообразно Терещенковской — Киевская картинная эмпора и Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, ни одна дорога в Киеве не может схвастнуть таким количеством экспозиционных пространств.
И ежели вы давно мечтали завести печки-лавочки с царевнами подземного царства Васнецова или — или Инфантой Маргаритой Веласкеса, дозволено не откладывать на спустя некоторое время, а зайти в один из музеев напрямки сейчас. После — отправится в стоянка Шевченко (он занимает большую глава четной стороны улицы, и на этом месте находится самый старый в городе одеяние), повидать великого поэта, налюбоваться красным корпусом Университета, направить монетку в фонтан с очертаниями Черного моря и закатить бранч с блинами из местного киоска. Ничтожный секрет: если все лавочки в парке будут заняты, зараз же идите на аллея Шевченко. Сидеть там можно и шумновато — с обеих сторон едут механизмы, зато всегда полно свободных мест.
Аллея Шевченко — улица Пирогова
Впопад говоря, поскольку дальше первозимье лежит по бульвару, советуем лететь прямо посреди аллеи — с нее открывается потрясающая циклорама на проспект Победы. Особенно изумительно она выглядит на закате дня, часом город зажигает огни, и вероятно, что дорога уходит значительно-то за горизонт.
“Бибиковский эспланада — это широкая аллея, обсаженная тополями и обгороженная решеткой; ото Бессарабки видна вся авеню и продолжение ее за городец; высокие трепещущие тополи поднимают ввысь свои серые стволы, якобы пирамиды; их верхушки безмерно изящно выступают в прозрачном воздухе, сообщая Киеву особое притягательность”, — пишет в своем путеводителе по части Киеву 1917 года автокефальный историк искусств Константин Широцкий. “По длине сие единственная в мире тополевая авеню”, — добавляет автор.
Сворачиваем к Владимирскому собору. Дьявол строился 20 лет (преимущество десять лет прошло с момента зарождения идеи поперед закладки первого камня), проектом оформления и отделки занимался Адрианка Прахов, расписывали собор лучшие из лучших живописцы того времени — Витяша Васнецов, Михаил Нестеров, Павлик Сведомский и Вильгельм Котарбинский. Небольшая творение досталась и Михаилу Врубелю. Что тут мудреного, что собор называют произведением искусства и шедевром.
Вотан пролет, и мы оказываемся получай улице Пирогова. В самом начале — Государственный педагогический университет им. Драгоманова, у входа — артефакт в его честь.
По другую сторону улицы, маленько ли не с ее середины и раньше конца, тянется внушительное монументальное оранжерея. Симметричный комплекс, с парадным двором и аркой посредине — сие жилой дом сотрудников наркомхоза УССР 1934-1936 годов постройки, его фасады поверху украшают без- только картины из жизни советских трудяг, а и прижившиеся в штукатурке дары флоры.
Богдана Хмельницкого — “Ролит”
Бродвей Пирогова упирается в Богдана Хмельницкого. Чрез дорогу — прекрасное здание с кариатидами (№44). Палаццо в стиле историзм был построен в конце 19 века архитектором Крауссом исполнение) купца Шамапаньера. Дом № 46 — был в наличии особняк проектировщика киевской гавани, инженера Николая Максимовича, воплощенный по его собственному проекту, № 50 — являвший из себя доходный дом дворянки Хомицкой.
Числом нечетной стороне встречаем клумбу-рояль и Третьяковка медицины, об экспонатах которого ходят жуткие легенды.
Получай перекрестке с улицей Коцюбинского переходим держи другую сторону. Справа — квартирный дом 1936 года, отстроенный для старых большевиков, по левую руку — дом несколькими годами в матери годится, так называемый Ролит, тож “Кооператив “Робітник літератури””. О томик, что в доме на Богдана Хмельницкого, 68, жили известные украинские писатели, поэты и деятели искусства, чу мемориальные доски на фасадах.
Средь его обитателей были Ванюся Микитенко, Остап Вишня, Ванюся Кочерга, Петр Панч, Максюта Рыльский, Семен Скляренко — целом) около 130 имен. Прогуливаясь по-под дома, можно представлять, словно за этими стенами и окнами творили, заваривали кажется на крохотных кухнях, дружили и любили великие аппарат.
Здесь переводил “Витязя в тигровой шкуре” Кока Бажан, Олесь Гончар написал “Собор”, а Андря Малышко сотворил знакомые во всех отношениях без исключения строки:
“Рідна мати моя, ти ночей мало-: неграмотный доспала,
Ти водила мене у полина край села,
І в дорогу далеку ти мене бери зорі проводжала,
І рушник вишиваний бери щастя дала”.
Коцюбинского — роща Гончара
Сквозь арку не запрещается зайти во двор, для того чтобы рассмотреть литературный дом снутри. Стоит поторопиться, поскольку обитатели намерены закрыть двор с посторонних. А там — флигель конца 19-го века, по принадлежности якобы Давиду Жвании (политзаключенный обещал сохранить памятник архитектуры во (избежание города, но пока, вопреки на новую штукатурку, некто выглядит заброшенным), еще одно казарма, старину которого не заметишь чрез типовую плитку, и лестница, выводящая в улицу Коцюбинского.
Ниже справа — сквер имени Валерия Чкалова. Бронзовая пируэт летчика-испытателя стоит получи постаменте из гранита. Уплетать здесь и детская площадка, только настоящее украшение сквера — искрящийся полно посредине, которому уже 120 полет. Изначально фонтан, отлитый сверху заводе Термена, стоял бери Софийской площади, а спустя порядком десятилетий переехал в только ровно разбитый сквер — на старых фотографиях деть некуда окружен газонами с кустарниками и молодыми деревцами.
Афанасьевский Ямина — местность, ограниченная улицами Ивана Франко, Богдана Хмельницкого, Леся Гончара и Ярвалом — магическое площадь. Несмотря на дурную славу, к концу 19-го века регион начала застраиваться: яр засыпали, были проложены улицы, стали вставать дома, многие из которых сохранились поперед сих пор.
По диагонали через сквера Чкалова — через улицу Липинского — Сквер имени Олеся Гончара. Округ рассредоточились старинная застройка, конструктивизм и классика 30-х, мурал, модернизованный велотрек, площадку перед которым облюбовали скейтеры, недавний ЖК с печальной историей, прописанный амфитеатром, и недострой. Здесь но — кафе с авторской пиццей и цвета шоколада киоск.
В самом парке — мемориал Олесю Гончару с его словами, высеченными для камне, бювет и поразительное к крошечной территории разнообразие деревьев. В центре парка — до этого времени один округлый камень с исходящими с него лучами. Возможно, спирт символизирует собой одно с произведений Гончара — о великой силе любви, противопоставленной разрушительному действию войны. Новеллу “Модри Песчаник” (в переводе со словацкого — “синий точило”) называют автобиографической, и первое ее считывание Олесь Гончар организовал как раз в парке, правда, не в Киеве, а в Днепропетровске.
И невразумительно, то ли дело в магии Афанасьевского Яра, в таком случае ли камень и сам стоянка обладают чудодейственными свойствами, однако если устал и ничего в жизни безлюдный (=малолюдный) радует, достаточно хотя бы 15 минут накутиться аллейками или посидеть получай лавочке, чтобы почувствовать себя начисто счастливым.
Улица Липинского (бывшая Чапаева)
Переименованная в достоинство историка и общественно-политического деятеля Вячеслава Липинского, сие настоящая улица-музей. Тут. Ant. там из кладок балконов растут деревья и дары флоры, из запыленных окон получай прохожих смотрят игрушечные собачки, а в родных местах поражают непохожестью друг получай друга.
Попасть сюда в кардинальный раз — сродни озарению. Строение через дорогу от парка — бывшие высшие женские курсы. Намет №16 в стиле конструктивизм построен в 1939 году, соседний за ним — в 1914-м. Получи стене номера 12 (1902 година) долгое время висело поверхность с гравировкой Somebody loves you. Этой по весне зеркало пропало, но можете лежать уверены: вас все в равной мере. Ant. неравно любят.
Дом № 8 в стиле неоренессанс построен в 1900 году архитектором Николаем Яскевичем — близкие творения он любил расшивать фигурами драконов.
Номер цифра, окрашенный в увядший розовый, — паки (и паки) один жилой дом, выстроенный в стиле неоренессанс, за ним — опорная стена (совершить восхождение на нее можно, проникнув чрез арку в одном из домов-соседей), а там — великолепная усадьба с кариатидами и маскаронами. Начинается проспект творением архитектора Николаева.
По части нечетной стороне номера 7, 9, 11, 13 — работы архитектора Николая Горденина. Сие он построил дом получи Андреевском спуске, где нить семья профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, а в наши час здесь находится Музей Михаила Булгакова.
Ф №5: здешние вызывающе яркие двери — общеобязательный пункт программы киевских экскурсоводов. А до этого часа в этом здании, в пятой квартире, жил модель героя романа “Белая Охрана” — студент юрфака Киевского университета Миколай Судзиловский (с него Булгаков списал отражение Лариосика). Супруга писателя называла Судзиловского мямлей и неприятным типом. “Странноватый каковой-то, даже что-в таком случае ненормальное в нём было”, — вспоминала возлюбленная.
Среди известных обитателей улицы — Костяха Паустовский, Борис Пастернак, Гришата Косынка и Сидор Ковпак, чуть непримиримый борец за идеи большевизма, чье звание она носила большую отделение своей истории, никакого следа на этом месте не оставил.
Выходим возьми улицу Ивана Франко. В последующий раз — лестница, на которой не по плечу не заплакать, улица — переход муралов, дом, где рождался хохотня, и секретный двор с видом в купола. До встречи!